Как сформулировать стратегию?

В этом пространстве собраны инструменты и инструкции к их использованию, которые важны для формулировки стратегии.

Краткая версия этой страницы есть в файле-приложении, который вы можете заполнить для своей организации:

> скачать файл
Мы рекомендуем попробовать применить инструменты на себе (заполнить рабочую тетрадь). По всем вопросам можно обратиться напрямую к Егору или Кате:

tg: @egorkrivosheya
mail: egor@fproof.ru

При пересылке, перепечатке или использовании материалов ссылка на Futureproof или Егора Кривошею обязательна.

Общая рамка процесса создания или описания стратегии

Несколько важных идей:

  • Стратегия есть всегда, но она не всегда обсуждена/формализованa
  • Инструменты и подходы помогают нам структурировать абстрактную идею стратегии
  • Стратегия = план + ответ на вопрос «зачем»

Независимо от того, формулируете вы стратегию впервые или у вас уже есть обсужденная или намеченная стратегия и вы ее формализуете, процесс состоит из четырех ключевых шагов, к которым вы можете постоянно возвращаться для уточнения деталей >


Шаг 1 >
Формулировка / осознание текущей стратегии

На этом шаге важно сформулировать стратегию своей группы компаний / компании / отдела / департамента / службы. Одного правильного подхода нет, но хорошо бы, чтобы ваша формулировка включала:

  • описание текущего состояния вашего отдела;
  • формулировку долгосрочного видения и целей;
  • ключевые шаги для достижения долгосрочного состояния из текущей точки.
Идеальный ориентир формулировки — 1 страница или 3−5 минут рассказа. Получить такое описание сразу сложно, поэтому вы можете начать с описания детального варианта стратегии и затем поиска емких формулировок.
Полезным здесь является инструмент формализации стратегии по 3 точкам >

Горизонты внутри каждой из точек можно адаптировать под себя. Он может быть более дальним или коротким.

Стандартный горизонт большинства компаний в 2023 году — 2−5 лет, но зависит от индустрии. В IT это обычно 1−2 года, в госкомпаниях с длинным производственным циклом — 5−10 лет.

Важно: формулировка текущей стратегии — итеративный процесс. Мы рекомендуем иметь первую формулировку стратегии перед переходом к детализации даже если эта формулировка не будет идеальной.


Шаг 2 >
Детализация элементов стратегии с помощью отдельных инструментов

Когда у вас появилась первая версия сформулированной стратегии, вы можете детализировать ее с помощью отдельных инструментов.

Большая часть инструментов сводится к базовой матрице 2×2, где выбирая 2 параметра (например, объем рынка и скорость прироста сегмента рынка) вы можете удобно структурировать информацию. Однако в ряде случаев вам может быть полезна другая структура.
Современные инструменты стратегического анализа (2×2, и более сложные), можно найти в презентации:

> скачать презентацию

Важно: у всех инструментов есть свои плюсы и ограничения. В презентации указана короткая инструкция к каждому из инструментов. Пожалуйста, прочтите ее, чтобы использовать инструменты по назначению.
Инструмент, который мы часто используем с компаниями / командами для понимания, как стратегия декомпозируется на отдельные задачи, выглядит как иерархия целей.

В этом инструменте вам нужно построить логику ключевых целей компании — как на глобальном уровне (стратегические приоритеты), так и на уровне отдельных сотрудников, увязав их в единую логическую структуру.

Пример заполненной формы для российского офиса глобальной платежной системы выглядит вот так >


Шаг 3 >
Конкретизация стратегии до уровня конкретных метрик (вплоть до KPI/OKR)

Ключевой фактор проверки готовности стратегии — это понимание, что нужно делать дальше. Если вы понимаете, что делать «сегодня» и «завтра» и зачем / к чему вы стремитесь, то ваша стратегия готова.

На этом этапе полезно выбрать то, что вы ставите в приоритет, а от чего отказываетесь. Для этого поможет матрица / таблица приоритетов >

В этой матрице важно определиться с ключевыми направлениями, по которым вам необходимо развитие, чтобы достичь видения. Обычно направления связаны с ключевыми целями с прошлого этапа или с системой сбалансированных показателей (ССП):

  • Финансового результата / метрик;
  • Развития команды / сотрудников;
  • Операционной эффективностью / процессами;
  • Рынком / клиентами (в том числе внутренними).

Важно, что как и иерархию целей, матрицу приоритетов можно заполнять на разных уровнях в компании.

Например, на уровне компании определили одно из направлений: развитие NPS клиентов и стандартизация QA (qualitative assurance) для этого >

Тогда на уровне службы QA матрица приоритетов может выглядеть вот так >

Заполнять матрицу приоритетов нужно на том уровне, за который вы отвечаете. Если это направление (например, HR / маркетинг / продукт), то на нем. Если это вся компания / группа компаний, то на нем. И так далее.

Чем выше уровень, на котором вы заполняете стратегию, тем больше людей должно быть вовлечено в синхронизацию.
На уровне топ-менеджмента мы рекомендуем заполнять такие приоритеты как минимум составом правления компании (например, с ключевыми директорами), а лучше с вовлечением собственников (акционеров) компании.

После первичного заполнения полезно обсудить стратегию с командой.

Шаг 4 >
Мониторинг исполнения стратегии и получение обратной связи

На финальном этапе, когда ваша стратегия сформулирована, важно сделать стратегирование регулярной практикой, чтобы работа не прошла мимо и стратегия не отрывалась от реальных действий, которые вы предпринимаете ежедневно.
Для этого бывает полезно:

  • Поставить регулярные встречи с командой и важными стейкхолдерами (например, клиентами, руководителями и т.д.);
  • Отслеживать прогресс по стратегическим целям.
Для отслеживания прогресса я использую простой ежедневный инструмент рефлексии.

В 2023 году у меня было 3 стратегических цели: масштабирование бизнеса (F, Futureproof), полумарафон (П) и создание теории для современного стратегирования (Т, ТРИЗ).

Ежедневно в дневнике я отслеживаю прогресс по этим трем задачам, а раз в неделю, месяц и большие сроки делаю ревизию этого прогресса. Выглядит это так >

Если я понимаю, что долго не делал какой-то проект, это повод для ревизии стратегии. Если я понимаю, что проект выполнен / я успеваю сделать его раньше, то это тоже повод для ревизии.

Например, поняв, что я могу пробежать полумарафон уже в мае, я переформулировал цель «пробежать полумарафон» в «пробежать марафон» и перераспределил ресурсы на проекты.

Этот инструмент можно адаптировать и для рабочих проектов и целей, регулярно отслеживая прогресс по ним и делая ревизию при необходимости.


Несколько важных комментариев >

Создание и формулировка стратегии — итеративный процесс. Шаги выше могут вам помочь, но надо возвращаться к ним до удовлетворительного (для вас) результата.

Стратегия лучше работает в диалоге. Вовлекайте в обсуждение стратегии коллег (и непосредственных, и косвенных), чтобы получить обратную связь и учесть ее в формулировках.
Нет идеальной формулы, сколько страниц / деталей должно быть в стратегии. Инструменты, которые представлены на этой странице, могут помочь вам формализовать стратегию, но уровень комфортной детализации у каждого свой.

Важно, что, в зависимости от того, как у вас устроено стратегирование в команде, вы можете сначала обсудить стратегию, а затем ее формализовать, или наоборот.
Алгоритмы действий выглядят следующим образом >

Если вы являетесь руководителем, который ставит задачи подчиненным, то подход сверху вниз и снизу вверх может быть не актуален для вас, но актуален для ваших подчиненных.

Если вы даете больше пространства для креатива и хотите, чтобы сотрудники сами приходили с идеями, подход снизу вверх подойдет вам больше.

Если вы хотите более четкой субординации и иерархии, а также контроля над целями, то подход сверху вниз — точно для вас.


Оценка стратегии

Если вы руководите командой, а тем более компанией, какая-то стратегия у вас уже точно есть. Более того, у всех есть личная стратегия.

Чтобы лучше оценить текущее состояние, вы можете использовать инструмент оценки стратегии, отметив текущее состояние и желаемое состояние >

По готовности, когда у вас появилось 8 точек оценки текущего состояния, вы можете соединить их и проанализировать получившуюся картинку.

Здесь бывает полезно сравнение с архетипами стратегий. Посмотреть популярные архетипы, где они встречаются и как повысить эффективность стратегирования в разных случаях можно в презентации по ссылке ниже. Лучше делать это после заполнения диаграммы для своей команды / компании / группы компаний.

> скачать презентацию об архетипах


Гибкость стратегии

В постоянно меняющемся контексте бывает полезно учитывать разные варианты развития стратегии. С этим может помочь сценарное планирование.

Сценарное планирование заточено на вопрос «Что, если?» и призвано учесть альтернативы вокруг тех неопределенностей, которые максимально фиксируют вас.

Процесс сценарного планирования состоит из 5 шагов >

На первом шаге нужно определиться с ограничениями: горизонтом и темой, вокруг которой делаются сценарии.

На втором шаге нужно выбрать ключевые неопределенности. Это те факторы, которые могут оказать наибольшее влияние на образ будущего и которые максимально фиксируют вас при принятии решений.

Например, для логистики это может быть наличие дешевых кадров (работников на складах, курьеров и т. д.) или отсутствие таковых. Обычно мы думаем про факторы через призму двух параметров: уровень неопределенности (насколько мы не понимаем, куда пойдет развилка на горизонте, который мы определили на первом шаге) и степень влияния на бизнес.

Фокусироваться надо на самых неопределенных и влияющих факторах. Формулировать развилки лучше в формате «вариант 1 или вариант 2».

Третий шаг заключается в том, чтобы сформулировать разные образы будущего на основании тех ключевых неопределенностей, которые вы выбрали.

Обычно здесь мы формулируем яркие заголовки и новости, чтобы помочь себе креативом понять варианты развития событий. Но при обсуждении и анализе сценариев важно вычленить из сценария риски и возможности для того предмета анализа, который вы определили на шаге 1.

Пример для рынка телекома может выглядеть вот так >

На финальном шаге, после заполнения желаемых деталей, мы обычно проводим стресс-тестирование. Для этого выбираем самый благоприятный и неблагоприятный сценарии и пытаемся понять, какие действия защитят нас от рисков неблагоприятного сценария и помогут захватить возможности благоприятного сценария.

Получившийся список действий можно сопоставить с текущей стратегией и посмотреть, насколько они интегрированы в него.

Популярные сценарии российского бизнеса на горизонте ближайших 2 лет, а также ключевые действия по результатам более 50 стресс-тестирований можно резюмировать так >

Сценарии полезно делать на разных уровнях (макроконтекст, уровень индустрии, компании, департамента и т. д.), но, чем выше уровень сценариев и шире контекст, тем ценнее взгляд коллег / других, непохожих на вас компаний и людей.


Что делать?

Инструменты выше — это детальный набор того, что поможет формализовать стратегию и защитить ее от существенных изменений во внешнем контексте, однако оптимальный уровень сформулированной стратегии каждый выбирает для себя сам.

Мы рекомендуем пройтись по инструментам и попробовать заполнить их для себя, ответив на следующие вопросы:
  • Что мне не понятно с точки зрения образа результата и того, что надо заполнять? Что я могу уточнить и куда мне нужно копнуть глубже?
  • Какие элементы стратегирования для меня оптимальны? На каком уровне детализации мне стоит остановиться?
  • Какие зоны развития есть у меня (например, в каких областях по оценке стратегии мы проседаем больше всего по сравнению с желаемым результатом)?
  • Где в стратегии компании мы с коллегами смотрим по-разному на одни и те же вещи?

Если остались вопросы >

После формализации стратегии или во время этих упражнений критически важно обсуждать стратегию и учитывать обратную связь в своих формулировках.

Если у вас остались вопросы или вы хотите обсудить стратегию, вы всегда можете написать нам >
Егор Кривошея

tg: @egorkrivosheya
+7 926 407 4214
egorkrivosheya@gmail.com

© futureproof, 2025
© Егор Кривошея, 2025
При пересылке, перепечатке или использовании материалов ссылка на futureproof или Егора Кривошея обязательна.